Воздействия цифровой среды на детей. 05 декабря 2022 г.
Средства массовой информации, от традиционного телевидения до «новых медиа» (включая сотовые телефоны, iPad, ноутбуки), являются доминирующей силой в жизни детей.
Сегодня конструируется совершенно новый тип реальности – «цифровая реальность», что влечет за собой новые вызовы как для человека, так и для общества. Глубокая вовлеченность в цифровую реальность и активное использование ее технических средств нагружает психоэмоциональное состояние личности, деформирует модели поведения, что, особенно важно на этапе быстрого роста.
В случае постоянного контакта с гаджетами, идет переориентация мозговой деятельности в сторону зрительного анализатора, способности воспринимать и обрабатывать данные, на фоне сниженной подвижности ребенка.
В школе должны быть строгие правила, направленные на ограничение и контроль по времени использования экрана, в отношении доступа учащихся к электронным средствам обучения.
Существует санитарно-эпидемиологические нормы ( СанПиН 1.2.3685-21), по которым обучающиеся могут использования ЭСО (электронные средства обучения).
Общая продолжительность использования компьютера (ноутбука) на уроке не должна превышать:
6 - 7 лет – 15 минут,
1 - 2 классы – 20 минут,
3 - 4 классы – 25 минут,
5 - 9 классы – 30 минут,
10 - 11 классы – 35 минут,
Общая продолжительность использования интерактивной доской на уроке не должна превышать:
5 - 7 лет – 7 минут,
1 - 3 классы – 20 минут,
4 классы – 30 минут,
5 - 9 классы – 30 минут,
10 - 11 классы – 30 минут,
Общая продолжительность использования компьютера (ноутбука) суммарно в день дома (включая досуговую деятельность), не должна превышать:
1 - 2 классы – 80 минут,
3 - 4 классы – 90 минут,
5 - 9 классы – 120 минут,
10 - 11 классы – 170 минут.
Вне школы дети нарушают все известные нормы, используя одновременно несколько устройств со светящимися экранами – например, телевизор, планшет, компьютер, сотовый телефон.
Рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по просмотру телевизора в младшем школьном возрасте не более 1 часа в день. Детские офтальмологи отмечают всплеск близорукости у детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что в первом классе у ребенка резко возрастает нагрузка на глаза от чтения и письма. Если к этому прибавить нагрузку от экранов смартфона, телевизора, планшета, то мышца, отвечающая за аккомодацию, ослабевает, и ребенок видит предметы на расстоянии нечетко, возникает близорукость. Таким образом, избыток цифровых устройств, окружающих ребенка, способствует ухудшению его зрения, что приводит в свою очередь к снижению успеваемости.
Использование компьютера, ноутбука, смартфона и других цифровых устройств, влияет на развитие
опорно-двигательного аппарата. Так, во время долгого сидения за компьютером в органах малого таза возникает застой крови, а сама поза во время использования ПК или ноутбука не является для организма естественной. Оказалось, что нагрузка на позвоночник увеличивается в разы из-за наклона головы под разными углами. Всего 15 градусов дает 14 кг нагрузки на спину, а 45 градусов больше 20 кг. В результате утрачивается естественный изгиб шейного отдела, что ведет к плохой осанке, раннему изнашиванию, разрывам и другим проблемам с позвоночником. Так, способность восприятия учебного материала на фоне плохого самочувствия и болей в спине, по мнению ряда ученых снижается.
Психологи по всему миру бьют тревогу из-за
снижения социальных навыков детей. Чем раньше ребенок знакомится с виртуальным миром, тем сложнее ему поддерживать коммуникацию со сверстниками. Речь идет о способности понимать своего собеседника, как об основе успешного общения.
Рекомендации для школ и родителей от воздействий цифровой среды
• Ограничьте общее время, проводимое за экраном цифровых устройств, до <1–2 часов в день.
• Не поощряйте использование экранных средств массовой информации для детей младше 2 лет.
• Держите телевизор и электронные устройства, подключенные к Интернету, подальше от спальни ребенка (на расстоянии более 2 м).
• Контролируйте, какие средства массовой информации используют дети, включая любые веб-сайты, которые они посещают, и сайты социальных сетей, которые они могут использовать.
• Совместный просмотр телепередач, фильмов и видеороликов с детьми и подростками и используйте это как способ обсуждения важных семейных ценностей.
• Смоделируйте активное воспитание детей, разработав план семейного домашнего использования всех средств массовой информации. В рамках плана установите «комендантский час» во время еды и сна для мультимедийных устройств, включая мобильные телефоны. Установите разумные, но строгие правила использования мобильных телефонов, Интернета и социальных сетей.
Необходимо контролировать количества времени, которое дети проводят с использованием медиа и просматриваемого контента, чтобы помочь максимизировать положительные эффекты и минимизировать негативные последствия использования мобильных устройств в жизни детей.