Авиабилеты. Изменения в законодательстве в условиях COVID-19. 20 августа 2020 г.
В Консультационный пункт по защите прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» не перестают поступать обращения граждан по поводу ситуации на рынке авиаперевозок в условиях введенных властями ограничений.
При этом, многих потребителей волнует вопрос: «Можно ли вернуть уплаченные денежные средства за авиабилеты, в связи с отменой рейсов либо при отказе гражданина от перелета?»
В последнее время на просторах Интернета можно встретить различную информацию по сложившейся ситуации: о введении ваучеров, возврате денежных средств с учетом удержания некоторого процента от цены билета и других неподтвержденных сведений, что еще больше наводит панику среди пассажиров.
На сегодняшний день наверняка большинство вопросов будет снято, поскольку 07 июля 2020 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ об утверждении Положения «Об особенностях исполнения договора воздушной перевозки...» от 06.07.2020 № 991.
Указанный нормативный акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. — по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г.
В частности, в Положении указано, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ либо на ее части, повлекших ограничение международного или внутреннего воздушного сообщения, авиаперевозчик вправе:
- изменить условия договора воздушной перевозки;
- отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и вернуть денежные средства.
1. Изменение условий перевозки.
Перевозчик может изменить:
- дату или время перевозки;
- тип воздушного судна;
- маршрут, например, прямой рейс заменить на маршрут с пересадкой, либо пункт назначения изменить на ближайший к первоначальному пункту назначения.
Если пассажир не согласен с изменением условий договора, он вправе отказаться от перелета. В этом случае, ему также подлежат возврату уплаченные денежные средства, в течение 3 лет с даты, указанной в билете.
2. Использование денежных средств, уплаченных ранее за билет.
Уплаченные ранее денежные средства пассажир вправе использовать в качестве оплаты за новые билеты. Разрешается использовать часть суммы, полную сумму или, в случае ее недостаточности, произвести доплату денежными средствами. При этом, перевозчик не вправе отказать пассажиру в приеме указанных средств в качестве оплаты за выбранный билет (дата и маршрут), при наличии его в продаже.
3. Порядок учета ранее уплаченных денежных средств, в счет оплаты за новый билет.
Пассажир должен направить перевозчику соответствующее уведомление с использованием сайта, посредством почтовых отправлений или при личном обращении в пункты перевозчика.
Такое уведомление можно подать в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
В уведомлении указываются ФИО пассажира, реквизиты документа, удостоверяющего личность, дата и место рождения, номер бронирования и (или) номер билета, способ информирования пассажира (по почте, электронной почте, мобильному телефону и др.).
По истечении 20 календарных дней со дня получения уведомления перевозчик обязан принять в счет оплаты услуг суммы оплаченной провозной платы и проинформировать об этом пассажира.
4. Возврат неиспользованных денежных средств.
Не использованные для оплаты средства подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет, с даты отправления рейса, указанного в билете.
Исключение составляют отдельные категории граждан, которым возвращаются деньги до истечения
- инвалидом I или II группы;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы;
- лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи.
На сумму провозной платы начисляются проценты за пользование денежными средствами исходя из ключевой ставки Центрального Банка РФ по день возврата суммы пассажиру, но не позднее окончания
5. Порядок возврата денежных средств.
Для возврата денежных средств пассажиру необходимо подать заявление.
Перевозчик обязан вернуть денежные средства в течение 10 календарных дней, с даты получения такого заявления.
Возврат осуществляется на ту же банковскую карту, с которой была оплачена провозная плата, а при ее отсутствии на другую банковскую карту того же держателя, либо наличными денежными средствами.
6. Отмена рейса.
При отмене рейса, перевозчик обязан вернуть пассажиру уплаченные денежные средства в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
За получением дополнительной консультации Вы можете обращаться в отдел экспертиз в сфере защиты прав потребителей Южного Екатеринбургского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».
Контактная информация по территориям:
- г. Екатеринбург, телефон
(343) 266-54-97; - г. Арамиль, телефон
(343) 385-32-81; - г. Полевской, телефон
(34350) 4-21-68; - г. Сысерть, телефон
(34374) 6-51-51.