Рекомендации как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома 28 апреля 2020 г.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно — сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка левши — справа. Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка — левши — справа.
Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 — 700 мм.
Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.
Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.
Нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.
Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.
Мебель должна соответствовать росту ребёнка.
Для профилактики переутомления через каждые
Согласно СанПиН
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения:
- Исходное положение — сидя на стуле.
1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад,3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить4-6 раз. Темп медленный. - Исходное положение — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — Исходное положение, 3 — поворот головы налево, 4 — Исходное положение Повторить
6-8 раз. Темп медленный. - Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 — Исходное положение,
3-4 — то же правой рукой. Повторить4-6 раз. Темп медленный.
Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
- Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить
3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. - Исходное положение — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе.
1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед.3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. - Исходное положение — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить
6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физкультминутка для снятия утомления корпуса тела:
- Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить
6-8 раз. Темп средний. - Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову.
1-5 — круговые движения тазом в одну сторону,4-6 — то же в другую сторону,7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить4-6 раз. Темп средний. - Исходное положение — стойка ноги врозь.
1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх,3-4 — Исходное положение,5-8 — то же в другую сторону. Повторить6-8 раз. Темп средний.
Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений физкультурных минуток для обучающихся начального общего образования на уроках с элементами письма:
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Исходное положение — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — Исходное положение, 3 — поворот головы налево, 4 — Исходное положение, 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — Исходное положение, 7 — голову наклонить вперед. Повторить
4-6 раз. Темп медленный. - Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. Исходное положение — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить
6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. - Упражнение для снятия утомления мышц корпуса тела. Исходное положение — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить
4-6 раз. Темп средний. - Упражнение для мобилизации внимания. Исходное положение — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх,
7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс,13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить4-6 раз. Темп — 1 раз медленный,2-3 раза — средний,4-5 — быстрый, 6 — медленный.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять
4-5 раз. - Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять
4-5 раз. - Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять
4-5 раз. - Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет
1-4, потом перенести взор вдаль на счет1-6. Повторять4-5 раз. - В среднем темпе проделать
3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет1-6. Повторять1-2 раза.