Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) 24 декабря 2018 г.
Применение подхода при организации государственного контроля закреплено в статье 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 №
Основная его цель — оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов при осуществлении госконтроля, снижение издержек для тех, кого контролируют и повышение результативности проверок.
Риск-ориентированный подход (РОП) представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также установлен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП.
Для реализации подхода в государственном надзоре используется следующая классификация уровней опасности:
Категории риска
- низкий риск (6 класс опасности),
- умеренный (5 класс опасности),
- средний (4 класс опасности),
- значительный (3 класс опасности),
- высокий (2 класс опасности)
- чрезвычайно высокий (1 класс опасности)
От присвоенной категории риска зависит кратность проведения плановых проверок в отношении хозяйствующих субъектов: для 1 класса опасности — 1 раз в год, для 2 класса — 1 раз в 2 года, для
При этом плановые проверки, периодичность проведения которых определена постановлением Правительства Российской Федерации № 944 в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона № 294 (в сфере здравоохранения, образования и предоставления социальных услуг с проживанием) осуществляются с установленной вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации периодичностью независимо от отнесения объектов надзора к определенной категории риска.
Риск-ориентированный подход к планированию контрольно-надзорных мероприятий предусматривает возможность уменьшения частоты проводимых плановых проверок в случае снижения категории риска объекта при соблюдении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем установленных обязательных требований и отсутствии при последней проверке объектов нарушений, исполнении в полном объеме предписаний об устранении нарушений обязательных требований законодательства.
Отнесение к той или иной категории рисков зависит от вероятности негативных последствий, масштаба их распространения, а также трудности их разрешения.
Роспотребнадзор одним из первых федеральных органов исполнительной власти приступил к внедрению риск-ориентированного надзора.
В отношении проверяемых при расчете риска учитывается:
- население, находящееся под воздействием,
- гигиеническая значимость,
- объемы выпускаемой продукции или оказанных услуг и т. д.
- законопослушность (количество выявленных правонарушений),
Выявление большого количества правонарушений автоматически повышает класс опасности поднадзорного объекта, т.е. уровень опасности зависит не только от соответствия критериям.