Школа потребителя: Что такое претензия и почему это единственная возможность сообщить продавцу о своих требованиях 22 ноября 2015 г.
Согласно Закона "О защите прав потребителей«( далее по тексту — Закон), если потребителю продан товар ненадлежащего качества и если это не было оговорено продавцом, то потребитель вправе по своему выбору потребовать:
- замены на товар этой же марки, (этих же модели и (или) артикула);
- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течении каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцати дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Независимо от того, планируете вы обменять товар ненадлежащем качества или хотите получить уплаченные за него денежные средства, заявить oб этом продавцу необходимо с помощью претензии. Единственным исключением из этого правила является ситуация, в которой продавец немедленно удовлетворяет заявленное Вами требование. В остальных случаях, если вопрос не может быть решен сразу же после вашего обращения, необходимо предъявить продавцу письменную претензию.
Письменная претензия оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отдается продавцу, а на втором экземпляре претензии, который остается у покупателя, продавец должен поставить подпись и дату принятия претензии. В претензии потребитель указывает свои данные (ФИО, адрес, контактные телефоны), сведения о приобретенном товаре и выдвигает одно из требований, предусмотренных п.1ст.18 Закона (ремонт, замена, возврат денег и т.д. см. выше). После того как вы сформулировали свое требование, необходимо определить, кому именно оно будет предъявлено. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» выбранное вами требование может быть предъявлено по вашему выбору продавцу, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, либо изготовителю. Согласно п.5ст.18 Закона продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя одновременно с письменной претензией. Продавец должен разобраться в причинах появления недостатков и провести проверку качества. Ответ продавец Вам должны дать в письменной форме в течении 10 дней.
Потребителю следует знать:
- В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, в соответствии со ст. 493 ГК РФ отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Таким образом, если у вас не сохранился кассовый чек, но имеются обоснованные претензии продавцу или изготовителю, то вам необходимо заручиться свидетельскими показаниями лиц, которые смогут подтвердить, что вы действительно приобретали товар у данного продавца. Это могут быть ваши знакомые, которые вместе с вами покупали этот товар или которые проходили мимо, когда вы были в этом магазине и совершали покупку
- В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» оговорен перечень непродовольственных товаров ненадлежащего качества, не подлежащие возврату или обмену на аналогичный товар. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме обязаны доводится продавцом до сведения покупателей.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в г. Полевской и в Сысертском районе