Школа потребителя: нарушения банков при кредитовании со страхованием 24 июня 2015 г.
Очень часто при выдаче кредита банки оказывают услугу, которую называют «подключение к страхованию».
В отсутствии необходимой информации и отсутствии специальных познаний о правовой природе отношений, потребителю сложно понять, что обязанность по оплате страховой премии возложена на Банк как на страховщика по договору страхования, а застрахованное лицо не должно оплачивать страховую премию или возмещать Банку расходы по ее оплате.
В заявлении на страхование, как правило, выгодоприобретателем по программе страхования указывается Банк, но до сведения потребителя не доводится информация о возможности выбрать другого выгодоприобретателя.
Информация об условиях договора личного страхования должна предусматривать возможность свободного выражения согласия застрахованного лица на определение выгодоприобретателем самого застрахованного лица либо иного лица, заинтересованного в обеспечении имущественных интересов гражданина, связанных с жизнью и здоровьем.
Банк как коммерческая организация заинтересован в получении прибыли, а не в обеспечении указанных интересов гражданина, и не может быть безусловно признан надлежащим выгодоприобретателем.
Кроме того, действующие нормы права не предусматривают такого вида договора, как присоединение к Программе коллективного добровольного страхования. По своему правовому характеру Заявление на присоединения к Программе коллективного добровольного страхования носит характер согласия клиента стать застрахованным лицом.
На основании данного согласия банк со страховой организации в отношении большого числа граждан заключает коллективный договор страхования.
Однако, действующее законодательство не предусматривает возможность страхования с применением таких форм документов, как заявление на присоединение к Программе коллективного добровольного страхования, договор коллективного страхования, Программа коллективного добровольного страхования.
Указывая данные фразы в наименовании и содержании документов Банки ненадлежащим образом информирует клиентов о характере отношений, условиях оказания страховых услуг.
При данных обстоятельствах потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением с требованиями о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о работе (услуге), и комиссии за страхование.
Право выбора территориальной подсудности принадлежит истцу и может быть реализовано по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора; по месту нахождения филиала или представительства организации — если иск вытекает из деятельности филиала или организации.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе г. Екатеринбурга, в г. Полевской и в Сысертском районе