Статус прокуратуры Российской Федерации 11 марта 2021 г.
Согласно положениям ст. 129 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации к Конституции РФ от 14.03.2020 №
Это свидетельствует не только о важности прокуратуры для государства, общества и отдельного гражданина, но и предъявляет повышенные требования к прокурорам, а также законодательству о прокуратуре. Эти обусловлено конституционное урегулирование основ статуса прокурорской системы Российской Федерации.
Отмеченное подтверждается еще и тем, что Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в рамках внесенного 20 января 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» уделено внимание прокуратуре.
В настоящее время в Конституции Российской Федерации предусмотрена специальная статья о прокуратуре. Это статья 129, которая находится в главе 7 Конституции Российской Федерации под названием «Судебная власть и прокуратура» (до 2014 гола данная глава имела наименование «Судебная власть»). Таким образом на высшем конституционном уровне указано на особый самостоятельный статус прокуратуры в системе иных государственных институтов, повышенное социальное значение прокурорской деятельности.
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №
Изменен порядок назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, сейчас они назначаются на должность Президентом Российской Федерации, но после консультации с Советом Федерации (ранее данные должностные лица назначались Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации), и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
Также установлен новый порядок назначения на должность прокуроров субъекта Российской Федерации: порядок назначения нп должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации схож с порядком назначения Генерального прокурора и его заместителей, то есть Президентом Российской Федерации после консультации с Советом Федерации и освобождаются соответственно Президентом Российской Федерации (ранее они назначались Генеральным прокурором Российской Федерации). Также в новой редакции в виде перечисления указаны прокурор субъекта Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации.
Президент Российской Федерации теперь также вправе назначить иных прокуроров, если это предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, в ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации предусмотрена ссылка, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Также следует обратить внимание еще на одну важную конституционную норму — п. «о» ст. 71 Конституции РФ, где установлено, что прокуратура находится в исключительном ведении Российской Федерации (то есть федерального центра). Следовательно, установление статуса прокуратуры, наделение ее функциями должно осуществляться именно на федеральном уровне. С данными конституционными положениями полностью согласуются законодательные требования, установленные в ст. 3 Федерального закона от 17.01.1992 №