НУЖНА ЛИ НАМ ПОЧТА? 14 июля 2011 г.
«Сколько весит сумка? Больше 10-ти килограммов. Долго они не выдерживают, рвутся по швам. Посмотрите, все зашитые, заштопанные. Даже металлические кольца все сломанные, мы вместо них ручки шнуром подвязываем», - рассказывают почтальоны.
На почте их семеро. Все они женщины, все пенсионеры. Молодежь работать почтальонами не хочет. Работа физически тяжелая, а зарплата за такой труд несоразмерно низкая – 4-5 тысяч рублей. Почти на уровне прожиточного минимума.
Всего Арамиль разбит на семь участков, на каждом проживает около 700-1000 человек. В начале с десятикилограммовой сумкой нужно дойти до участка (автомобиля на почте нет), затем достучаться в дом, дозвониться в квартиру. Много проблем с заказными письмами, если хозяев нет дома, письмо приходится нести обратно и сдавать оператору доставочной службы, а на следующий день снова пробовать доставить адресату лично в руки.
«Работал у нас однажды мужчина, - говорят почтальоны. - Но недолго - сбежал быстро. Не успевал разнести за день корреспонденцию. Участки ведь у нас большие, да и почты много. Только рекламные проспекты и журналы, порой, половину сумки занимают. А иногда не все в нее влезает, тогда еще дополнительно пакет берем. Несколько раз молодые приходили, пробовали. Одна даже до половины рабочего дня не доработала, все бросила и ушла».
«Самым лучшим подарком к празднику было бы для нас повышение зарплаты,- вздыхают женщины. - Но вместо этого около двух лет назад нам ее убавили… Да, да, не удивляйтесь. Ни одна из нас не получает зарплату по полной ставке, у кого-то 0,7 оклада, у кого-то 0,6 оклада. Короче говоря, нам урезали рабочее время, теперь мы не успеваем разносить почту по своим участкам, размеры которых не изменились. Приходится делать это в свое личное время и, естественно, бесплатно».
Зато вместе с понижением зарплаты увеличился объем работы. С прошлого года почтальонов обязали разносить жителям счета на оплату электроэнергии. Скоро планируется, что и квитанции на оплату коммунальных услуг будут распространяться через почту, значит еще прибавится работы.
«Какие главные проблемы? Собаки. У нас нет ни одного почтальона, которого хотя бы раз не покусала собака. Потом покупаем лекарства, прививки ставим. И все за свой счет. А ноги-то как болят после смены… Вечером и компрессы приходится делать, и мазями успокаивать. Чтоб еще куда-нибудь идти? Да ни за что! Ящиков почтовых почти ни у кого из жителей нет. Не знаешь куда письма и газеты положить, иногда прямо под дверь кладем. Иной раз в подъезд не попадешь, все закрыто».
«Ждем ли мы улучшений? Нет. Нам ведь даже не обещают ничего. Что держит здесь? Коллектив очень хороший, да и привыкли. У нас есть сотрудницы, у которых стаж работы по 20 - 30 лет, даже больше. На праздник, наверное, нам торт купят. Премию не дадут, нет, ее только к Новому году выплачивают. По телевизору часто слышим, что бюджетникам то и дело повышают зарплату. Врачам, учителям. А про почтальонов ни разу никто даже не вспомнил… Обидно…»
Не делается никаких скидок и на погоду, хотя большая часть рабочего времени проходит на улице. В мороз, дождь, пургу доставка почты не прекращается, и почтальоны бредут со своими сумками в любое ненастье. Может быть, почта в нашей стране совсем не нужна? Может все уже перешли на электронную, и компьютер окончательно уничтожил устаревшую почтовую связь? Да нет, по-прежнему люди пишут письма, выписывают газеты, получают посылки. Кроме того, почтовики постоянно ищут новые формы работы своих отделений. Они добросовестно занимаются своей нелегкой деятельностью и вполне заслужили поддержку государства и уважение своих сограждан. Но, увы…
И пока где-то там в верхах думают, какое принять решение, чтобы сделать почту экономически выгодной, реальные почтовые отделении тихо умирают.
Лариса Ушакова