«Мусорная проблема» Чистота требует жертв 19 ноября 2010 г.
Ежедневно из 110 мусорных контейнеров округа вывозится почти 100 куб. метров бытовых отходов. Причем количество мусора постоянно возрастает и рост тарифов за этим увеличением не поспевает. Тариф на сегодняшний день составляет 29 руб. в месяц с человека. И согласно этому тарифу население многоквартирных домов оплачивает утилизацию лишь 40 куб. метров мусора, то есть меньше половины, того что производит. Остальной мусор вывозится и перерабатывается… за счет средств ППТБО. Но этого мало, население не хочет платить даже эту небольшую сумму. Долг жителей за вывоз и переработку мусора составляет около 2 млн. рублей. Не спешат заключать договоры на вывоз своих отходов и жители частных домов. Из 2607 домов частного сектора договоры на вывоз мусора с ППТБО заключили 994, то есть около 40 процентов. Не имеют договоров с предприятием и 70 процентов предпринимателей округа.
Еще порядка 200 куб. метров твердых промышленных отходов образуются в ходе деятельности предприятий округа. Более половины этих предприятий отказываются пользоваться услугами ППТБО, объясняя это тем… что отходов у них нет.
Арамильская свалка, расположенная между Арамилью и Кольцово, принимает за сутки в среднем 150 куб. метров мусора.
Арамильские очистные сооружения за год принимают 960 тыс. куб. метров жидких бытовых отходов. Ежесуточно арамильцы сливают в канализацию около 2700 куб. метров фекальных стоков.
За сутки каждый житель округа успевает произвести многокилограммовую кучу мусора и несколько десятков литров жидких отходов. О том, чтобы в полной мере оплатить, уборку, вывоз и утилизацию своего «добра» большинство и слышать не хочет…
За последние 10-15 лет произошел невероятный рост потребления. Граждане стали покупать больше продуктов, одежды, бытовой техники, мебели. Это, конечно, очень хорошо. Но здесь есть и обратная сторона медали. Увеличение потребления повлекло за собой невиданный рост количества мусора. Мусорные контейнера и свалки, не рассчитанные на такой огромный объем отходов, часто бывают завалены горами мусора. Работники перерабатывающих предприятий не успевают вывозить и утилизовывать тонны отходов. Тем более что, затрачиваемый ими труд не соответствует невысокому тарифу, по которому население оплачивает эту грязную работу.
О том, как живет и работает сегодня Арамильское ППТБО, о проблемах, с которыми оно столкнулось, рассказывает нам главный инженер Сергей Лавров.
-Сергей Иванович, скажите, это, правда, что предприятие не смогло получить лицензию на работу?
- Да, лицензии у нас нет. Уже два года. И причина не только в нас. Государство каждые полгода меняет правила игры. Еще недавно лицензированием занимался Ростехнадзор, а сейчас его функции передали министерству природных ресурсов. Произошли изменения в законодательстве, в оформлении документов. На сегодняшний день мы сдали всю необходимую для лицензирования документацию. Разумеется, есть недостатки и в работе нашей организации, мы пытаемся их устранить. Но это требует многомиллионных вложений, а их у нас нет. И все же в этом году мы надеемся получить лицензию.
- Но ведь вы не имеете права работать без лицензии…
- По закону это, конечно, нарушение. Мы неоднократно подвергались штрафам, и сама организация, и ее руководитель.
- Но выходит так, что раз вы не пролицензированы с вами нельзя заключать договоры на выполнение работ?
- Но других организаций в округе нет. И из Екатеринбурга не придут, наши объемы работ их не устраивают, слишком незначительные. К тому же приход сюда другой организации будет означать рост тарифа как минимум вдвое. В этом никто не заинтересован. Все равно приходится обращаться к нам, все равно мы занимаемся вывозом отходов. Многие предприятия обращаются к нам и, несмотря ни на что, заключают договоры. Дело в том, что если они будут вывозить и выбрасывать свой мусор в лесах, придется платить серьезные штрафы, суммы которых будут в пять раз превышать, оплату за услуги ППТБО.
- Да, ситуация сложилась безвыходная. И убирать мусор нельзя, и не убирать нельзя. Но все же лучше, пожалуй, убирать. А скажите, как на сегодняшний день обстоят дела с опытно-промышленной площадкой в микрорайоне Полетаевка?
- Жители подали в суд на нашу организацию и выиграли дело. По решению суда работы на полигоне временно приостановлены. Но ведь проблема-то переработки мусора осталась. Она стала еще острее, ведь мусора становится все больше и больше. Между тем, на этой опытной площадке мы применяли современную и дешевую технологию переработки, причем в полном соответствии с предписаниями и нормативными документами Минприроды, Гостехнадзора и Роспотребнадзора. Требования этих организаций заключаются в том, что мусор должен пройти обработку, прежде чем, его захоронят.
- А в чем она заключается?
- Мусор подвергается компостированию. При этом бумага органические отходы превращаются в почвогрунт. Весь процесс занимает 60 дней, по истечении которых мы имеет на выходе обычный компост с вкраплениями твердых, неразлагающихся веществ. Затем необходимо провести сортировку: компост – отдельно, твердые неорганические вещества – отдельно. Неорганику после этого можно было бы сдавать на любой перерабатывающий завод. Технология очень перспективная. По этому пути сейчас идут все западные перерабатывающие компании. Полученным компостом мы засыпали утрамбованный мусор на свалке у Кольцово. Даже после нескольких таких процедур, там совершенно исчез запах и начала расти трава.
- Что же помешало проводить эти процессы на площадке?
- Не получилось сортировать компост. Необходимо было построить здание, поставить там сортировочный механизм, нанять работников. Но ничего построить не удалось.
- Почему?
- Из-за отсутствия средств. Когда мы разрабатывали проект, мы попадали в программу «Техноген», благодаря которой нам должны были выделить деньги . Но этого не случилось . А проект был очень выгодным, обещал хорошую прибыль, благодаря ему, мы могли поправить наши дела.
- Жители часто недовольны качеством ваших услуг, контейнера бывают переполненными, мусор разносится по всему городу…
- Так ведь контейнера предназначены только для отходов жителей многоквартирных домов. А на самом деле их используют для своих отходов все кому не лень. В том числе и городские предприниматели, которые не заключают с нами договора на вывоз и переработку мусора. Говорят: у нас мусора не бывает. А куда же он девается? Подъезжают на машинах к контейнерам и заваливают все коробками, упаковкой, сотнями килограммов отходов. Причем, не платя ни копейки, а потом приходит добросовестный плательщик с пакетом мусора, а ему уже нет места. Выходит, что весь город платит за наших бизнесменов. А часто они просто вывозят мусор на несанкционированные свалки.
- А потом житель города заходит в лес и в ужасе бежит оттуда, потому что там все завалено отходами…
-Вывоз и переработка мусора процедура дорогостоящая. Произвести новый продукт дешевле, чем осуществить утилизацию старого. Это еще и двойная работа, сначала отходы надо собрать и вывезти, а затем утилизировать. И все это должно быть оплачено. Люди, которые занимаются этим, должны получать достойную зарплату, иначе эту работу никто не будет выполнять. Да и техника требует затрат на содержание. А тариф на эти услуги крайне низкий. К тому же у нас постоянные непредвиденные расходы. К примеру, нам приходится постоянно прочищать трубы канализации, которые забивают жители. Что только они не спускают в канализацию! Очистки картофеля, тряпки, бумагу. Между тем на эти цели денег в тариф не закладывается, не предусматривает он и замены канализационных труб.
- То есть главная проблема – нехватка средств?
Мы готовы выполнять любую работу, вывозить, утилизировать, чистить, но чтобы это оплачивалось. Нигде в мире никто не занимается утилизацией мусора бесплатно. В организации работоспособный, профессиональный коллектив, способный справится с любой задачей. Но нас поставили в такие условия, что мы вынуждены просто выживать.
- Так какой же выход? Что делать?
- Можно совсем не платить нам за работу, но тогда не надо производить отходы. И будет чисто. Но если мусор все-таки образуется, то его переработку нужно оплачивать. Причем всем, чтобы не получалось так, что одна часть жителей платит за другую.
Лариса УШАКОВА