Француженка 11 октября 2010 г.
Гульнара Шарапова с детства мечтала стать учителем. Преподаватели рано заметили у нее способности к языкам. Отучившись в школе, она окончила Челябинский педагогический институт, получив диплом преподавателя немецкого и французского языков. Языки эти уже тогда были большой редкостью в наших школах, где начинал господствовать английский.
- Все получилось немного случайно, - говорит Гульнара, - я, после окончания школы, поехала в Гороно за направлением в институт, где заведующая уговорила меня выбрать французский язык. А я хотела поступать на факультет английского. Но она была такой красивой, словно с обложки журнала, и так убедительно говорила, что я, молоденькая девчонка, согласилась. – Может быть, когда-нибудь ты попадешь в Париж, - сказала она мне. Тогда мне это показалось несбыточной мечтой…
Но в челябинских школах французский язык оказался невостребован, и молодой специалист Гульнара Шарапова уехала в Сысертский район, обучать редкому языку ребят села Ново-Ипатово. К тому времени у Гульнары уже была семья, дети. Спустя 12 лет, когда началась перестроечная разруха, семья Шараповых вернулась в Челябинскую область. Но и там было тяжело с работой, к тому же не было жилья. Через два года Шараповы переехали в Арамиль, куда Гульнару позвала ее сестра, здесь нашлась работа в школе. Но французского в школах Арамили не было. Больше года Гульнара вела уроки истории в школе №4, пока не добилась того, чтобы было введено преподавание французского языка. Первые ученики, с которыми она начала его изучение в этом году сдали выпускные экзамены.
- Результаты у ребят неплохие, - рассказывает Гульнара, - сдали на четверки. Каждый год я набираю новые группы французского, но дело идет очень тяжело. Честно говоря, популярность у него невысокая. Все хотят изучать английский язык, без него сейчас никуда. Я с трудом уговариваю ребят выбрать изучение французского. А жаль…
Кроме французского Гульнара преподает еще немецкий и английский языки. Причем не только в Арамили, но и школе Бобровского. Но этого ей недостаточно, она человек деятельный, увлекающийся. Много лет подряд готовит своих учеников для участия в олимпиадах УрФО. Несколько лет назад Гульнара впервые оказалась за границей, куда ездила с одной из своих учениц завоевавших бонзовую медаль в международной олимпиаде по французскому языку, проходившей в Чехии. Становились дипломантами олимпиады и другие ее ученики. А в позапрошлом году исполнилась ее давняя мечта. Она и преподаватель географии школы №4 Татьяна Ларина вместе с четырьмя учениками совершили путешествие по Европе. Они побывали в Польше, Германии, Голландии, Бельгии, Франции. Особенно памятными и для ребят и для Гульнары стали три дня пребывания во Франции. Они осмотрели собор Парижской богоматери, гуляли по Монмартру, набережным Сены, были во французском Диснейленде.
- Поездка произвела на всех огромное впечатление, - говорит Гульнара, - кроме того у ребят была возможность попрактиковаться во французском языке, пообщаться с французами. А я, наконец, наяву увидела Париж.
В этом году ученики Гульнары снова приняли участие в олимпиаде, которая проходила в Саксонии. С ними ездила и их преподавательница. Германия настолько понравилась ребятам, что многие из тех, кто до этого изучал английский язык, захотели научиться говорить по-немецки. Кроме того дети прикоснулись к культуре и традициям этой страны, посещали музеи, осматривали памятники искусства, костелы. На следующий год Гульнара планирует поездку в Швейцарию.
- Я езжу за свой счет, - говорит она, - каждое лето беру небольшой кредит в СКБ-банке, затем в течение года выплачиваю долг. Зарплата ведь у меня небольшая, учеников немного. А по новой системе оплаты труда размер зарплаты напрямую связан с количеством обучающихся, чем больше учеников, тем выше вознаграждение за труд. Но так хочется посмотреть мир, так интересны были все путешествия, так много дали и мне, и ребятам, что я не считаюсь с затратами. Кроме этого я считаю, что интерес к предмету должен поддерживаться постоянно. Я хочу, чтобы ребята с радостью шли на мои занятия, чтобы каждый урок был необычным. Не только на путешествия трачусь, но и на книги, диски, игрушки, на все что помогает привлечь их внимание.
Нынешний год для преподавательницы французского стал особенно интересным. Во-первых ,он был объявлен Годом учителя, а во-вторых стал Годом Франции в России. Французская сторона организовала обширную культурную программу для показа россиянам. Были представлены все виды современного искусства: кино, театр, музыка. Гульнара Гельметдиновна не пропускала ни одного показа и концерта, которые привозили представители Франции в Екатеринбург. Франция давно стала для нее родной страной. По ее мнению, учитель вместе со знаниями несет культуру и традиции страны, язык которой преподает. Перенимает даже внешние привычки, меняет внешний облик.
В этом году Гульнара Шарапова стала одной из победительниц конкурса «Учитель года Арамильского городского округа». На конкурс она представила методическую книгу «Дневник юного путешественника». Разработала занятия по этой теме, которые прошли проверку, апробацию. Книгу можно было бы издать, но, увы, на это нет средств.
Кроме трех европейских языков, Гульнара владеет еще башкирским и татарским. Однако пяти языков для нее недостаточно, среди ее планов на будущее изучение еще одного языка - итальянского. А еще впереди участие в конкурсах, путешествия со своими учениками, знакомство с новыми странами. А ведь есть и семья: муж, двое сыновей. И надо все успеть, надо чтобы на все хватило времени.
… Звучит звонок. Ученики складывают учебники в рюкзак и, выходя из класса, прощаются с учительницей.
- Оревуар, мадам… Оревуар, мадам…
- Оревуар, - отвечает мадам, она изящна, стройна, французский прононс музыкой ложится на ее чуть надтреснутый голос, и на всем ее облике словно лежит отсвет чего-то нездешнего, далекого, притягательного…
Лариса УШАКОВА