Православие Кто звонит в колокол? 26 июля 2010 г.
У Елизаветы Шпаньковой и Елены Шиловой знакомство с колоколами произошло три года назад, когда в Свято-Троицком храме начали восстанавливать колокольню. Приехавший мастер, Владимир Марьянович Петровский, стал обучать всех желающих звонить на колокольне…так все и началось.
Елена, а вы можете вспомнить что-нибудь о курсах, на которых вас обучали звонить в колокола?
- Это были двухнедельные курсы. И достаточно много народу принимало участие в этом, а в итоге осталось нас двое - я и Лиза. Мы каждый день приходили, занимались. Даже мозоли на руках появлялись после занятий. Но, не смотря ни на что, нам было интересно. Хотя поначалу я не хотела идти, это казалось для меня так сложно, я думала, что просто не смогу это сделать и у меня ничего не получится, но батюшка меня благословил. Сказал, что я должна пойти. А я ведь ещё в церкви и пою. Не хотелось разрываться. Поэтому сейчас в основном на колокольне звонит Лиза. А что касается самого обучения, то мне было проще, чем ей - у меня к тому времени уже было музыкальное образование.
Вы кроме служения в храме ещё где-то работали?
- Я по профессии музыкант и некоторое время работала в детском саду музыкальным работником. Совмещала эту работу с пением в храме. А потом совмещать становилось все сложнее и сложнее и пришлось сделать выбор. В храме я бывала все чаще и поэтому ушла из детского сада. Потянуло сюда больше.
Помните как первый раз вышли на колокольню?
- Да, но мы же сначала учились на тренажерах, а там нет звука. Кроме того, нам дали только самую основу. Поэтому непосредственно с колоколами было уже сложнее. Нам Владимир Марьянович однажды сказал всем подняться на колокольню и пробовать повторить то, что разучили с помощью веревочек. Это было после праздника Троицы. Все по очереди пробовали звонить. Ничего сначала не получилось. Было, конечно, очень страшно. Ветер очень сильный и нас всех этим ветром сдувало. Все растерялись. Но было и чувство восхищения. Потом хотелось снова пойти на колокольню, пробовать звонить ещё и ещё, что бы получалось лучше.
К вам в город приехал мастер, а вообще вы слышали о школах для звонарей?
- Есть такие школы конечно. В Екатеринбурге, Суздале и Ярославле, Ростове. Там, насколько я слышала, занятия длятся 2-3 месяца.
За две недели, которые были у вас возможно ли этому делу обучиться?
- Вполне. На практике все приходилось оттачивать. Мастерство приходит не сразу. Но наш мастер, конечно, был профессионалом. До него дорасти нам практически невозможно. Владимир Марьянович нас и на фестивали возил. Говорил, что надо и других послушать, поучиться. Если что-то особенно запоминается, можно подойти и попросить человека сыграть ещё раз для тебя, попробовать перенять у него какие-то навыки. Такие фестивали проходят каждый год. Первый мы посетили в 2007 году, сразу как выучились азам. Он проходил в Каменске-Уральском. Собирается очень много звонарей. Какой характер у человека – такой и звон получается. У девушек более нежный, у парней много силы, поэтому и звук у них такой мужественный, решительный. Некоторые звонят группами.
А группами проще?
- Не сказать, что проще. Там надо чувствовать друг друга очень хорошо. Если каждый будет играть в разнобой, то красивого звука не получится. Нужно, что бы каждый попадал в такт. Но больше всего на одном из фестивалей меня поразил маленький мальчик, лет семи. Поразительно, что дети тоже тянутся к этому делу. Я сразу же вспомнила и о своих детях. Два года назад мы с ними ездили в Каменск-Уральский, учувствовали в программе. Но они были маленькие ещё совсем, я каждому по колокольчику дала и они мне подыгрывали. Потом они были ужасно гордые тем, что поучаствовали в фестивале.
Для того, что бы звонить в колокола, нужен ритм?
- Да, ритм очень важен. Это, пожалуй, даже самое главное. Он не особый, не специальный. Нам показали примерную схему: на четыре. То есть всегда нужно считать до четырех. Некоторые сбивались. А потом уже каждый сам творит свою особую мелодию. Нас с Лизой люди тоже отличают и уже знают, когда я звоню, а когда она. Нам Владимир Марьянович много рассказывал про сам звон. На каждого человека он действует по-разному. Один шел, шел, вдруг остановился, услышал звон и пошел в храм. Не чудо ли? Некоторых в слезы пробивает, некоторые благодарят. Но звон идет, прежде всего, для Бога, а не для людей. Звон оповещает о том, что начинается служба. Говорят, что где звон слышишь, там благодать. И если ваш дом входит в ту зону, где слышен звон, значит, и дома у вас будет хорошо и урожай будет всегда.
Дальше планируете подниматься на колокольню?
- Конечно, но я давно на колокольню не поднималась. И сейчас понимаю, что что-то забылось, что-то нужно подучить. Хотелось бы и детей своих к этому делу приучать потихоньку. Хочется, что бы на колокольне мужчина был. А обучать желательно смолоду. Руки у мужчин более сильные, да и в зимние холода можно их отправить на колокольню – они более выносливые.
Можно ли сказать, что мужчинам эта профессия подходит больше, чем женщинам?
- Раньше в церкви звонари и были только мужчины и вообще в храме служили только мужчины. А у нас в Арамиле получается, что женщины более выносливые. И поют женщины и звонят женщины. А на фестивалях вижу больше молодых парней, это радует.
Все-таки Звонарь – это профессия или призвание?
- Нет, это однозначно не профессия. Это скорее зов души. Призвание, если выбирать между двумя этими понятиями. Если ты этим не заинтересуешься, то никто тебя силой на колокольню не затащит.
Наталья ДОЛЖЕНКОВА