Получить квалифицированную электронную подпись можно в Удостоверяющем центре ФНС России 29 октября 2021 г.
C 1 января 2022 года на ФНС России возлагаются функции по выпуску
КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ юридических лиц (лиц,
имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности),
индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии
с законодательством об электронной подписи.
Чтобы обеспечить «бесшовный» переход от платной к соответствующей
безвозмездной государственной услуге по выпуску электронной подписи с 5 июля
2021 года получить квалифицированную электронную подпись можно в
Удостоверяющем центре ФНС России.
Сделать это могут все юридические лица и индивидуальные
предприниматели с учетом следующих ограничений:
- Удостоверяющий центр ФНС России выдает квалифицированные
сертификаты только юридическим лицам (лицу, действующему от имени
компании без доверенности) и индивидуальным предпринимателям;
- Сертификат выдается в единственном экземпляре только руководителю
организации.
- Квалифицированный сертификат физического лица, а также лица,
планирующего действовать от имени юридического лица по доверенности,
можно получить в коммерческих аккредитованных удостоверяющих
центрах;
- Квалифицированные сертификаты для заявителей выпускаются
территориальными налоговыми органами. Заявитель должен лично
прибыть в точку выдачи, предоставить паспорт и СНИЛС и пройти
процедуру идентификации.
- Закон не предусматривает получение какого-либо из перечисленных
вариантов ЭП по доверенности.
- Квалифицированный сертификат записывается на предоставляемый
заявителем носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК
России или ФСБ России. УЦ ФНС России поддерживает ключевые
носители формата USB Тип-А, в частности: Рутокен ЭЦП 2.0, Рутокен S,
Рутокен Lite, JaCarta ГОСТ, JaCarta-2 ГОСТ, JaCarta LT и другие,
соответствующие установленным требованиям. Приобрести такие носители
можно у дистрибьюторов производителей и в специализированных
интернет-магазинах. Кроме того, можно использовать уже имеющиеся
носители при условии их соответствия требованиям. Один ключевой
носитель может использоваться для хранения нескольких (до 32 экз.) КЭП
и сертификатов к ним, выданных как коммерческими, так и
государственными УЦ.
Для подготовки заявления на выдачу квалифицированного сертификата, а
также приобретения ключевых носителей можно обратиться к оператору
электронного документооборота. Полученные квалифицированные сертификаты
имеют срок действия 15 месяцев и могут использоваться для сдачи отчетности и
ведения хозяйственной деятельности в рамках Федерального закона от 06.04.2011
№ 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Пользователи, получившие КЭП в УЦ ФНС России для получения
технической поддержки могут обращаться по телефону Единого контакт-центра
ФНС России: 8-800-222-2222.
С 1 июля 2021 года лица, имеющие право действовать без доверенности от
имени организации, и индивидуальные предприниматели могут подать заявление
на выпуск КЭП через «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».
С 1 января 2022 года вступают в силу дополнительные ограничения:
Квалифицированную электронную подпись кредитных организаций,
операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций можно
будет получить только в Удостоверяющем центре Центрального банка
Российской Федерации;
Квалифицированную электронную подпись должностных лиц
государственных органов, органов местного самоуправления либо
подведомственных государственному органу или органу местного
самоуправления организации можно будет получить только в Удостоверяющем
центре Федерального Казначейства;
Квалифицированную электронную подпись физических лиц, а также лиц,
действующих от имени юридического лица по доверенности, можно будет
получить в коммерческих удостоверяющих центрах после их переаккредитации.