Законопроекты 31 марта 2020 г.
Сегодня Государственная Дума приняла в трех чтениях законопроекты, предусматривающие ответственность за нарушение режима карантина и других санитарно-эпидемиологических правил.
Административная ответственность предусматривается проектом федерального закона №
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что нормы принятого закона направлены на усиление административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, в том числе режима карантина. Кроме того, законом устанавливается повышенная ответственность юридических лиц за распространение «фейковых» новостей о ситуации с коронавирусом, в том числе повлекшей тяжкие последствия (для физических лиц ответственность предусматривается в УК РФ проектом №
1. В статье 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» устанавливается административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (без возникновения материальных последствий), действующих в период:
- режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,
- в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
А также за невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания, постановления или требования органа, осуществляющего федеральный государственный санэпидемнадзор (Роспотребнадзора), или его должностного лица о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
За такие правонарушения предусмотрены штрафы для граждан — от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 до 150 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан — от 150 до 300 тыс. рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на ИП и юридических лиц — от 500 тыс. до 1 млн. рублей, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут должностные лица органов полиции и Роспотребнадзора. Рассматривать дела будут районные суды.
2. Вводится новая статья 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц — от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП — от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. рублей.
В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан — от 15 до 50 тыс. рублей; для должностных лиц — от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; для юридических лиц и ИП — от 500 тыс. до 1 млн. рублей, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Составлять протоколы об указанных правонарушениях будут должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень таких должностных лиц, включая сотрудников региональных органов исполнительной власти, утверждается Правительством РФ. Кроме того, субъекты РФ могут в течение 2020 года самостоятельно определять перечень органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ (должностных лиц), которые вправе на данной территории составлять протоколы. Рассматривать дела будут районные суды.
Павел Крашенинников отметил, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции подобные нарушения, такие как нарушение режима карантина, несут огромную опасность для населения страны, поскольку повышают угрозу заражения вирусом и самого нарушителя, и дальнейшего распространения этой заразы от носителя на большое количество людей, причем очень быстрыми темпами. Предложенные административные санкции должны послужить для всех, в первую очередь, предостережением от столь безответственных и легкомысленных поступков в условиях всеобщей опасности.
При этом если нарушение гражданином режима карантина или других санитарно-эпидемиологических правил будет иметь последствия в виде массового заболевания людей или смерти одного и более лиц, то к такому нарушителю уже будут применяться уголовные нормы (по законопроекту № 929651-7) с санкциями вплоть до 7 лет лишения свободы, — сообщил Павел Крашенинников.
3. Вносятся изменения в статью 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации», касающиеся распространения «фейков» о ситуации с коронавирусом.
Павел Крашенинников сообщил, что для физических лиц ответственность за подобные деяния, повлекшие тяжкие последствия, устанавливается в Уголовном кодексе, а в КоАП вводится повышенная ответственность для юридических лиц. В действующей ситуации, когда граждане живут в режиме самоизоляции, крайне важно пресекать распространение недостоверной информации. Распространение «фейков» дезориентирует граждан, вводит их в заблуждение и противодействует принимаемым в стране мерам по недопущению ухудшения ситуации в условиях пандемии.
Так, в новой части 10.1 ст. 13.15 КоАП предусматривается административная ответственность для юридических лиц за распространение в СМИ и информационно-телекоммуникационных сетях ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, или о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств. Такое деяние влечет наложение штрафа на юридических лиц от 1,5 млн. до 3 млн. рублей с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.
Под обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.
В новой части 10.2 предусматривается административная ответственность организаций за распространение «фейк-новостей», повлекшее тяжкие последствия — смерть человека, причинение вреда здоровью или имуществу, массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. Наказание для юридических лиц — штраф от 3 млн. до 5 млн. рублей с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.
Вместе с тем из части 11 статьи 13.15 КоАП исключается положение об административной ответственности за распространение «фэйков», повлекшее тяжкие последствия. Но остается ответственность за повторные правонарушения, предусмотренные частью 10, 10.1 и 10.2 указанной статьи, что влечет наложение штрафа на граждан от 300 до 400 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от 600 до 900 тыс. рублей; на юридических лиц — от 5 до 10 млн. рублей с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.
Составляют протоколы об указанных административных правонарушениях должностные лица МВД и Роскомнадзора. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях за распространение «фейков» с последствиями разной степени тяжести (по части 9 — 11 статьи 13.15 КоАП), в течение суток должны будут уведомляться органы прокуратуры Российской Федерации. Рассмотрение дел находится в ведении мировых судей.
4. Статья 14.4.2 Кодекса «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» дополняется новой частью 4. В ней устанавливается административная ответственность за реализацию лекарств по завышенным ценам (с превышением допустимых предельных размеров надбавок, устанавливаемых органами власти).
До настоящего время размеры предельных надбавок устанавливались только в отношении лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Принятым Государственной Думой 19 марта 2020 года Федеральным законом «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ и статью 38 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“» предусмотрено, что в условиях чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания Правительство РФ вправе установить предельные отпускные цены и надбавки на лекарственные препараты, не включенные в указанный перечень.
В этой связи вводится специальная административная ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит — от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Для ИП и юридических лиц — в
Эти нормы направлены на предотвращение незаконного завышения цен на необходимые гражданам лекарственные препараты, что особенно важно в текущей ситуации с распространением опасного вируса, — сказал Павел Крашенинников.
Составлять протоколы об указанных административных правонарушениях будут сотрудники Росздравнадзора и ФАС. Рассмотрение дел находится в ведении ФАС.
5. Законом усиливается административная ответственность за незаконное осуществление частной охранной деятельности. Если такая деятельность осуществляется без специального разрешения (лицензии), либо охранная услуга оказывается лицом, не имеющим правового статуса частного охранника, это влечет наложение административного штрафа на граждан — от 2,5 до 5 тыс. руб. (в настоящее время — от 1,5 до 2,5 тыс. рублей); на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб. (сейчас — от 2 до 3 тыс. рублей); на юридических лиц — от 30 до 60 тыс. рублей (в настоящее время — от 20 до 30 тыс. рублей).
За повторное совершение указанного правонарушения, наказание предусматривается для граждан — штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей либо обязательные работы на срок до 200 часов; для должностных лиц — дисквалификация на срок до 3 лет; для юр. лиц — штраф в размере от 65 до 130 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Павел Крашенинников сообщил, что положения принятого закона вступят в силу с момента официального опубликования.