Мэр Арамили Владимир Герасименко: «Переговоров о присоединении мы не вели, и вести не будем» 26 января 2016 г.
О присоединении Арамили, Берёзовского, Верхней Пышмы и Среднеуральска к Екатеринбургу речь идет уже несколько лет. Эту тему поднял в свое время экс-губернатор Свердловской области Александр Мишарин, спровоцировав ее обсуждение на различных уровнях. Правда, не до конца объяснив людям, чего хочет, он попал в ситуацию категорического отрицания объединения населением. Новый глава региона на физическом слиянии мегаполиса с городами-спутниками не настаивает, но подчеркивает, что совместное развитие территорий диктует сама жизнь. Глава Арамильского городского округа Владимир Герасименко в интервью «АВ» рассказывает о ситуации и объясняет: в последние месяцы на теме стали активно паразитировать те, кто мечтает о власти, но не знает, с какой темой идти в люди.
«Большого Екатеринбурга» нет, и не будет.
— Владимир Леонидович, Арамиль слухами полнится: люди все активнее говорят то о присоединении муниципалитета к Екатеринбургу, то о создании агломерации. Что происходит с городами-спутниками и чего нам ждать в ближайшее время?
— Когда я вступал в должность главы Арамильского городского округа 3,5 года назад, то избирателям четко обещал: никакого физического присоединения Арамили к Екатеринбургу не будет. В 2015 году на стенде Свердловской области на выставке «Иннопром» я презентовал АГО. Было несколько сотен посетителей, которые хотели услышать мое мнение по проекту «Большой Екатеринбург». И я сказал, что мы гипотетически не допускаем мысли о присоединении или вхождении Арамили в муниципальное образование «город Екатеринбург». Подчеркну: мы даже не обсуждаем этот вопрос и не допускаем, что что-то подобное может произойти в обозримом будущем. Почему я так считаю? Потому что — я об этом тоже говорил — Екатеринбургу в своих границах развиваться еще лет двадцать. В состав МО входит несколько десятков отдаленных территорий, принята программа их развития. Но у Екатеринбурга не достаточно средств на их развитие. Эти окраины нуждаются и в модернизации инфраструктуры, и в строительстве дорог.
Я могу задать такой конкретный вопрос: что положительного может получить Арамиль от объединения? Ровным счетом ничего! Арамиль при подобном раскладе станет такой же отдаленной территорией, на которую никогда не будет средств. Десятки лет потребуется Екатеринбургу, чтобы те отдаленные территории могли соответствовать нормальному уровню комфортной и качественной жизни. Поэтому ничего хорошего даже в случае возможного обсуждения присоединения АГО к Екатеринбургу мы не получим.
Сейчас Арамиль — самодостаточный муниципалитет, который форсировано развивает свою социальную и коммунальную инфраструктуру. У нас колоссальный экономический и налоговый потенциал. Мы не допускаем ни присоединения, ни любой другой формы взаимодействия, при которой АГО потерял бы самостоятельность.
— Губернатор Евгений Куйвашев в курсе Вашей позиции?
— Евгений Владимирович об этой позиции хорошо знает и разделяет ее. Если посмотреть на все его заявления, то он также как и я, говорит о том, что ни о каком физическом вхождении городов-спутников в Екатеринбург быть не может. Мы вообще не употребляем термин «Большой Екатеринбург». И когда мы обсуждали с губернатором взаимодействие городов-спутников в рамках агломерации, губернатор сказал, что проект этот можно называть, например, «Большой Арамиль» или «Большой Берёзовский», поскольку цели в рамках взаимодействия привязываться к слову «Екатеринбург» нет. Понятия «Большой Екатеринбург» не существует ни в документах, принятых на официальном уровне, ни в проектах соглашений, которые мы должны подписать.
Развиваться с соседями — только вместе!
— К сожалению, нынче на этой теме некоторые личности стали паразитировать...
— Арамиль остается стабильным муниципалитетом, где развивается экономика, где выполняются важнейшие указы Президента, где территория активно развивается. И нет никаких поводов обсуждать процесс слияния. Но у нас выборный год и те, кто считает себя политиками, довольны тем, что, дескать, нашли тему, с помощью которой можно поднять себе рейтинг. Еще раз повторю: слухи о присоединении беспочвенны. Никаких переговоров об этом мы не вели, не ведем, и не будем вести. Поэтому отсутствует даже повод для сходов, встреч инициативных групп. Здесь нечего обсуждать!
И вот что еще важно. Арамильский городской округ, равно как и любой муниципалитет, к Екатеринбургу нельзя присоединить ни указами Президента, ни указами губернатора, ни постановлениями главы. Этого не позволит ни Конституция, ни федеральные законы. К тому же, если в будущем речь все-таки зайдет о присоединении, то без референдума не обойтись. И только люди — отдельно жители Екатеринбурга и отдельно жители Арамили — смогут сказать о том, чего они хотят, поскольку речь в таком случае будет идти о слиянии самостоятельных муниципальных образований с равными полномочиями. Кстати, у АГО полномочий больше, чем у Екатеринбурга, поскольку у мегаполиса областные власти часть полномочий сейчас изымают, например, по распоряжению неразграниченными землями, по выдаче разрешений на строительство.
Скоро начнется избирательная кампания, а темы, с которой «политики» смогли бы выйти к людям, не будет. Вот они искусственно и придумывают что-то, разыгрывают карту какого-то присоединения, о котором и речи никто не ведет.
— О чем же вы — я имею ввиду глав муниципалитетов, которые могли бы войти в это объединение, которое условно с подачи журналистов называют «Большим Екатеринбургом» — говорили на встрече с губернатором?
— Мы должны были подписать соглашение «О взаимодействии при подготовке документов территориального планирования на территории екатеринбургской многофункциональной зоны». В нем указано, что это делается для сотрудничества сторон, направленного на осуществление совместных действий в части территориального планирования и градостроительной деятельности в целях обеспечения социально-экономического и устойчивого развития территории. Что это такое? Когда я был депутатом Законодательного Собрания Свердловской области, то говорил, что Екатеринбург и города-спутники должны унифицировать, то есть привести в соответствие с общим развитием, документы своего территориального планирования. Прежде всего, речь о генеральных планах.
Всем понятно, что города-спутники связаны с Екатеринбургом коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой и очевидно, что мы обязаны в документах территориального планирования обозначать все объекты капитального строительства. Например, если речь идет о новой дороге... Сейчас мы согласовываем в рамках единой транспортной инфраструктуры строительство объездной дороги вокруг Арамили. Мы должны понимать: в генплане и Екатеринбурга, и Арамильского городского округа этот объект должен быть отмечен совместно, чтобы понимать на уровне двух условно-независимых друг от друга документов, через какие земли пройдет эта дорога, какие из них надо резервировать и изымать под строительство дорог, в которых заинтересованы оба муниципалитета. Кстати, тогда у спекулянтов не будет возможности скупить эти земли, чтобы потом предложить муниципалитету выкупить их в несколько раз дороже своей цены.
Словом, все должно быть согласованно. В противном случае, если Екатеринбург объявляет о строительстве дороги, а Арамиль синхронно этого не делает, то ситуация приведет к затягиванию сроков реализации и, в целом, к невозможности завершить проект. Поэтому в документах территориального планирования мы должны предусматривать все эти тонкости совместного развития граничащих территорий.
Вокруг Арамили сейчас много пустующих земель, относящихся к Чкаловскому и Октябрьскому районам Екатеринбурга. И мы пока не влияем на процесс использования этих территорий. Если будет единый план, то мы будем понимать, какие объекты планируются к размещению и у нас появится возможность влиять на принимаемые решения... Приведу пример. Если ехать из Арамили в сторону аэропорта «Кольцово», то в сотне метрах от границы с нашим муниципалитетом в эти дни происходит хищническая добыча полезных ископаемых, так называемой дресвы. Если бы был единый план развития приграничных территорий, конечно, мы бы этой незаконной деятельности не допустили. Сейчас мы направили запросы в надзорные органы, подключили областную прокуратуру, областную природоохранную прокуратуру, чтобы пресечь эту незаконную деятельность, которая ведется на территории МО «город Екатеринбург».
Перед губернатором, кстати, я озвучил идею, чтобы и Белоярский, и Сысертский, и Дегтярский городские округа присоединились к обсуждению проблем подготовки документов, о которых идет речь. Поэтому, как правильно говорит Евгений Владимирович, сама жизнь заставляет нас развивать приграничные территории, имея единый генплан. На самом деле, этот документ мы получим не раньше 2018 года, после чего потребуется одобрение представительных органов местного самоуправления, то есть принятие депутатами городских дум. Далее генпланы должны будут пройти публичные общественные слушания. Эта работа будет проходить в каждом муниципалитете! Словом, процесс не быстрый, но очевидно, что унифицировать развитие приграничных территорий необходимо. Это аксиома.
Сейчас до «Кольцово» предполагается запустить скоростной трамвай. А я думаю: почему бы не сделать трассировку и не подвести его к Арамили, которая развивается, которая демонстрирует мощный прирост населения, особенно молодежи?! Тогда появится возможность без потери времени добраться из Арамили в Екатеринбург и обратно. Это совсем другое качество жизни, развития. Или другой пример. Помимо строительства школы № 4 в Арамили жители Гарнизона в своих обращениях просят построить школу в их районе. Почему этот вопрос нельзя рассмотреть в рамках будущего соглашения о взаимодействии по строительству социальных объектов внутри агломерации? От этого выиграют не только Арамиль, но и Сысертский городской округ, и частично, возможно, Екатеринбург. Значит, в развитии друг друга заинтересованы все.
А вдруг Екатеринбург захочет разместить какое-то производство, которое будет в экологическом плане негативно влиять на окружающую среду? В рамках проекта соглашение предусматривает исключение негативного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы — оно направлено на обеспечение охраны природы в интересах настоящего и будущего поколений.
Кстати, я бы хотел напомнить, что сейчас недалеко от аэропорта «Уктус» у нас реализуется вторая очередь экономической зоны «Титановая долина», где будут локализовано производство самолетов. Мы участвуем во всех рабочих группах по этой теме, потому что понимаем, что это будет совсем другой технологический уклад, это новые технологии, новые рабочие места, это примерно сто гектаров земли, которая будет отдана под реализацию этого проекта. Это аэрокосмический кластер, это кластер беспилотников. И мы уже стоим на пути такого мощного высокотехнологического развития.
Школа для трех городов?
Кроме строительства школы № 4 в Арамили жители Гарнизона просят построить школу в их районе. Этот вопрос можно рассмотреть в рамках будущего соглашения о взаимодействии по строительству социальных объектов внутри агломерации! От этого выиграют не только Арамиль, но и Сысертский городской округ, и частично, возможно, Екатеринбург.
«Хотим влиять на принятие решений»
— И все же о генплане. Как ни крути, но лучше всего ему подходит название «Большой Екатеринбург». Или речь о другой формулировке?
— Ни один из городов-спутников такое название не употребляет, потому что это не соответствует целям и задачам нашего межмуниципального перспективного взаимодействия. Подчеркну: в 2016 году, как предполагается, будет выдано техническое задание на разработку документов территориального планирования, в 2018 году мы выйдем на их принятие. И здесь мы будем очень взвешенно подходить к сути, к формулировкам: будут участвовать депутаты, которые вместе с общественностью смогут обсуждать эту форму взаимодействия. Вот, кстати, в проекте документа употребляется термин «Екатеринбургская многофункциональная зона». Возможно, именно это название и станет основным. Конечно, от Екатеринбурга, как от ядра, центра не уйти. Но, мне кажется, такое название и позволяет лучше всего понять цель совместной работы нескольких муниципалитетов.
— Вы уже изучаете проект документа?
— Уже изучили и приняли решение войти в рабочие группы профильных министерств Свердловской области по подготовке документов территориального планирования и проектов совместного развития.
— Что, например, смогут получить в перспективе жители Арамильского городского округа?
— На встрече с губернатором я проговорил, что Арамиль задыхается в пробках, что нужна объездная дорога. Мы уже согласовали в рамках единой дорожной инфраструктуры трассировку объездной, которая будет уходить, не доезжая Арамильского привоза, и перехватывать все основные транспортные потоки, уводя их из нашего центра в сысертский поселок Бобровский и в поселок Косулино Белоярского городского округа.
Вообще, я несколько вопросов перед комиссией глав при губернаторе ставил: у нас есть проблема нехватки питьевой воды. И, развиваясь только внутри своего городского округа, мы ее не решим. Поэтому надо заходить на межмуниципальные территории, откуда и вести трубопроводы для обеспечения наших жителей питьевой водой.
Мы закрыли и процентов на восемьдесят рекультивировали наш полигон твердых бытовых отходов. И теперь у нас нет мест для размещения новых полигонов, где бы мы утилизировали отходы. Поэтому сейчас мы ведем переговоры с властями Сысертского городского округа, чтобы использовать их территорию, чтобы вместе с ними реализовать проект по переработке ТБО. У нас нет свободной земли, которая бы отвечала всем требованиям санитарного и экологического законодательства, поэтому мы неизбежно будем сотрудничать с соседом. К слову, у нас есть компании, которые накопили передовой опыт переработки вторсырья. И сама жизнь заставляет нас заниматься экологически безопасной переработкой ТБО. Таким образом, в этой форме взаимодействия наши интересы учитываются, и область понимает, что мы тоже хотим влиять на принятие решений в рамках единой концепции развития граничащих территорий.
Поскольку идет развитие, идет взаимодействие между городами-спутниками, постольку нам небезразлично, что хотят строить на своих окраинах власти соседних муниципалитетов.
— Когда по поводу «Большого Екатеринбурга» мы на уровне редакторов муниципальных газет встречались с коллегами, прозвучала мысль, что каждому из городов-спутников надо предложить какую-то «конфетку», чтобы тем самым заинтересовать и вовлечь территорию в эту агломерацию. Для Арамили этой «конфеткой» может стать и полигон ТБО, и решение вопроса с питьевой водой...
— Мне слово «конфетка» не нравится по своему смыслу и содержанию. Губернатор правильно говорит, что мы должны учитывать развитие Екатеринбурга — прирост населения, обеспеченность транспортом. Люди же из центра области двигаются в города-спутники! А по два-три собственных инвестиционных проекта мы разрабатываем и предлагаем к реализации ежегодно.
Как вы лодку назовете…
Мы вообще не употребляем термин «Большой Екатеринбург». И когда мы обсуждали с губернатором взаимодействие городов-спутников в рамках агломерации, губернатор сказал, что проект этот можно называть, например, «Большой Арамиль» или «Большой Берёзовский», поскольку цели в рамках взаимодействия привязываться к слову «Екатеринбург» нет.
Есть что предложить уральцам
— В случае совместной работы с другими муниципалитетами не лишним будет иметь «в кармане» какой-то свой проект, который наверняка заинтересует и соседей.
— Мы уже реализуем свой туристско-культурный проект «Арамильская слобода». В нем мы опираемся на свою
Мы понимаем, что развивать эту сферу надо — туризм двигает экономику. И для нас этот проект приоритетный. Он сработает и на имидж города, отразится на благоустройстве — люди почувствуют это на себе и на своем качестве жизни. Мы уже принимаем все меры, чтобы оперативно чистились дороги от снега, чтобы памятники истории зимой были людям также доступны, как и летом. То есть Арамиль уже сейчас предлагает проект не областного, а федерального уровня. И о каком же присоединении может идти речь?
А с развитием тех проектов, которыми мы занимаемся, качество жизни будет не хуже, а даже лучше, чем у екатеринбуржцев, тем более, что у нас нет вредных производств и прекрасная экология.
Я еще раз повторюсь. Если не развиваться синхронно, учитывая интересы друг друга, то мы будем получать колоссальные убытки, отставать в развитии — один муниципалитет чтото предусмотрел в своих планах, другой этого не сделал, один начал что-то строить и не согласовал с соседом, который не предусмотрел в генплане своей части этого проекта. А чтобы догнать — уйдут годы!
— Некоторые жители говорят, что, мол, главе Арамили выгодно присоединение...
— С точки зрения моего восприятия, это крайне не выгодно. Ни один глава в рамках обсуждаемой темы идею физического присоединения своего муниципалитета и изъятия полномочий категорически не поддерживает. Думаю, каждый мэр города-спутника понимает, что потерять самостоятельность — это потерять власть и полномочия. А вот совместное развитие — это движение вперед. Таким образом, нет никакого повода для обсуждения объединения. Его нет. И не будет.
— А позиция глав городов-спутников созвучна вашей?
— Конечно. И у властей Екатеринбурга, кстати, мнение такое же. Я постоянно общаюсь с руководителями Екатеринбурга, которые тоже не заинтересованы в присоединении или поглощении городов-спутников.
У уральской столицы совершенно нет амбиций увеличиваться за счет ближайших городов. Тем более, что пока нет ни научной, ни экономически проработанной модели взаимодействия между муниципалитетами. Поэтому сейчас мы должны каждый в своем генплане предусмотреть собственное развитие, в том числе и за счет соседних муниципалитетов, а потом совместно вырабатывать стратегию будущего.
Беседовал Максим ГУСЕВ, фото Олега БАЖУКОВА. Опубликовано в газете «Арамильские вести» № 03 (1026) от 20 января 2016 г.