Наиболее часто задаваемые вопросы по Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ и ответы на них. 13 октября 2012 г.
Завуалировано повышается общеустановленный пенсионный возраст
Для того, чтобы получить пенсию в 40% от заработка надо будет проработать 40 лет, то есть женщинам надо будет работать с 15 лет, мужчинам с 20 лет, а все нестраховые периоды (декреты, армия, учеба) в стаж засчитываться не будут.
Глобальное непонимание того, какую пенсию обещает Стратегия: от чего надо брать 40% - от последней зарплаты, от средней зарплаты по стране, от средней зарплаты за всю трудовую жизнь (и если так, то как будет осуществляться пересчет зарплат за начальные года трудовой жизни). Публичная проблема – отсутствие ПЕНСИОННОЙ ФОРМУЛЫ.
Отменяются пенсионные накопления
Все уже сформированные пенсионные накопления будут отобраны у людей и пойдут на латание дефицита бюджета ПФР - выплату пенсий нынешним пенсионерам
Досрочные пенсии для сотрудников вредных и опасных производств будут отменены, либо «перевешаны» на работодателя, который не будет их обеспечивать.
Изменение формулы расчет пенсий приведет к уравниловке, собесу, как в СССР – все будут получать пенсию примерно одинаковую и низкую
Реализация Стратегии не даст результата в виде 40%-го замещения заработка пенсией.
После реформы 2001 года, когда пенсионная система России перешла на страховые принципы, и мероприятий 2010 года, когда была проведена валоризация трудовых пенсий и осуществлен переход от ЕСН к прямым страховым взносам в ПФР, в пенсионной системе остался целый пласт нерешенных вопросов:
• отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе (если пенсионную систему не реформировать, то средний размер трудовой пенсии к 2030 году упадет до 25% от средней зарплаты, сейчас коэффициент замещения трудовой пенсии по старости – 36,2%)
• финансовая несбалансированность (снижение численности плательщиков страховых взносов и рост количества получателей пенсий - численность работающих и пенсионеров сравняется в 2028 году, дефицит бюджета ПФР в 2030 году будет уже 3 трлн руб или 2,3% от ВВП)
• нарастающие риски, связанные с сохранностью и обесценивание пенсионных накоплений, при неразвитых финансовых институтах ( если сохранить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина 67 гр при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 гр, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб.)
• сохранение института досрочных пенсий в солидарной системе без определения финансового источника страхового характера (сегодня каждый третий выходящий на пенсию – досрочник, работодатели не несут финансовый нагрузки за труд работников в опасных и вредных условиях)
· обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
· достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
· обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера;
· поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
· обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
· развитие трехуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий - с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
· повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
• адекватность пенсионных прав заработной плате / объему страховых взносов
• учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию
• обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера
40-20-40-20
При сороках годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработка трудовая пенсия будет на уровне 40% от заработка, то есть пенсионное правило будет гарантировать уровень пенсии в 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).
Пенсия будет, как и сегодня, бессрочной, то есть пожизненной.
Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин в 60 лет, но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка. Гражданин сам будет решать. Когда ему более выгодно выходить на пенсию.
Правила назначения трудовых пенсий по инвалидности и по потере кормильца сохраняются. Размер такой пенсии не будет ниже прожиточного минимума пенсионера.
Такие периоды будут входить в стаж при расчете размера пенсии.
В трудовой (страховой) стаж включаются периоды работы и иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. В страховой стаж засчитываются следующие нестраховые периоды:
- прохождение военной службы (другой приравненной к ней службы);
- получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- получение пособия по безработице;
- участие в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, репрессированных и реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет;
- проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- проживание за границей супругов работников дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, торговых представительств РФ и т. п., но не более пяти лет в общей сложности.
Эти периоды засчитываются в страховой стаж в случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР.
Да, будут. В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней. (???)
Все уже сформированные пенсионные накопления граждан будут выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда эти граждане получат право на выход на пенсию и обратятся за ее назначением. Пенсионные накопления будут выплачиваться в виде накопительной части пенсии или единовременной пенсионной выплаты, что сегодня Пенсионный фонд России уже и делает. С июля ПФР уже производит выплаты более чем трехстам тысячам пенсионеров, в основном это единовременная пенсионная выплата, так как размер пенсионных накоплений очень низкий.
Действительно, существует мнение, что накопительная система существует еще достаточно короткий срок и за десять лет нельзя сделать вывод о ее эффективности, тем более что на эти годы пришелся экономический кризис 2008 года. Но здесь надо понимать, во-первых, что накопительная пенсионная система не отменяется, Стратегия предполагает ее поэтапный вывод из государственной публичной пенсионной системы. Когда накопительная система находится в системе обязательного пенсионного страхования, а средствами пенсионных накоплений управляет частный бизнес, то все равно все риски ложатся на государство, и государство вынуждено регулировать и нести ответственность за весь процесс формирования пенсионных накоплений – от их сбора до результатов инвестирования. Вынужденная жесткость регулирования зачастую снижает эффективность инвестирования. Второй момент, что действительно, за десять лет, те, кто имел накопительную систему, они получили рост пенсионных прав (а по сути размера пенсий) в два раза ниже, чем те, кто не имел накопительной составляющей, а формировал свою пенсию только в солидарной системе. Простой расчетный пример: если сохранить формирование пенсионных накоплений в прежнем виде с существующими тенденциями индексации страховой части пенсии и показателями доходности от инвестирования пенсионных накоплений, то трудовая пенсия гражданина 67 гр при его выходе на пенсию в 2032 году будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 66 гр, не имеющего накопительной части пенсии (27941 руб. против 30928 руб. Это значительная разница, государство не может такого допустить в публичной государственной системе.
Поэтому основным предложением Стратегии является то, чтобы основой для того, чтобы формировать пенсию в размере 40% от заработка, была солидарная система, а накопительная система будет дополнительной к государственной солидарной системе, которая даст возможность гражданам по их желанию формировать более высокий уровень пенсии (сверх 40%), но уже в корпоративной пенсионной системе или на личном уровне – в добровольной пенсионной системе.
Справочно: результаты инвестирования пенсионных накоплений в сравнении с инфляцией и индексацией условного рубля, отраженной в страховой части трудовой пенсии будущего пенсионера за период 2004-2011 годов: индексация страховой части – 337%, инфляция в РФ – 215%, результаты инвестирования Внешэкономбанком – 149%, результаты инвестирования НПФами – 159%.
Самое важное, что реализация этой Стратегии сохранит достаточно высокие темпы роста трудовых пенсий, и рост будет в реальном выражении. Другой реальный результат будет ощутим в среднесрочной перспективе, за пределами 2020 года, когда пенсионная формула (новое пенсионное правило) будет распространяться и работать для большинства выходящих на пенсию. То есть оно будет работать в первую очередь для граждан, которые начали формировать свои пенсионные права, то есть начали работать после 2001 года. Поэтому формирование их пенсионных прав пойдет преимущественно в солидарной системе с большим тарифом страховых взносов, и это позволит им «наработать» пенсию в большем размере. Плюс получит развитие корпоративные пенсионные системы, где мы ставим как приоритетную задачу создание максимально возможных стимулов участия работодателя в ней. Будут заложены серьезные стимулирующие меры для работодателя и для работника, чтобы работодатели создавали корпоративные пенсионные системы, а работники в дополнение отчисляли из своей зарплаты дополнительные пенсионные отчисления, в том числе за счет продления программы софинансирования как минимум для тех лиц, которые будут формировать свои права в рамках корпоративной пенсионной системы. В частности, в Стратегии это прописано применительно к лицам, работающим во вредных и опасных условиях. Основной же эффект от реализации Стратегии – пенсия не будет снижаться и что она будет на уровне 40% от заработка при нормативном трудовом стаже.
2013 2014 2015
Трудовых пенсий – всего | 10,5% | 9,2% | 8,9% |
с 1 февраля с 1 апреля | 7,0% 3,3% | 5,5% 3,5% | 5,0% 3,7% |
Социальных пенсий с 1 апреля | 5,1% | 15,9% | 5,4% |
Индексация ЕДВ с 1 апреля | 5,5% | 5,0% | 5,0% |
11. В Стратегии часто говориться о социально-приемлемом уровне пенсионного обеспечения. Что это значит? Как это определяется?
Социально-приемлемый уровень определяется международными стандартами, прежде всего, 102 конвенция Международной организации труда, в которой как раз и определен коэффициент замещения для основной категории граждан на уровне 40% от утраченного заработка. Для России – это тоже целевой ориентир, то есть наше государственная пенсионная система и уровень пенсионного обеспечения в ОПС должны соответствовать международным стандартам.
Реализация Стратегии обеспечит достижение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате, обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера, достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
12. Правда ли, что досрочные пенсии будут ликвидированы? И что будет с теми, у кого уже есть половина или больше стажа, дающего право на льготную (досрочную) пенсию?
Для лиц, имеющих «полный» специальный стаж:
сохраняется право на досрочное назначение и выплату трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования в полном существующем объеме – то есть ничего не меняется
Для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж:
сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате их работодателями страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере;
предусмотрено предоставление социальных гарантий и компенсаций со стороны работодателя в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором. При этом работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.
Для лиц, не имеющих специального стажа:
работодатели предоставляют работникам социальные гарантии и компенсации, в том числе на основании аттестации рабочего места в рамках социального страхования риска утраты профессиональной трудоспособности.
При этом уже все понимают, что часть профессий в этих списках в силу технического прогресса перестали быть вредными. Поэтому актуально создание действенного механизма аттестации рабочих мест, который позволял бы установить, действительно ли данное рабочее место, включенное в список, является вредным или опасным. Данный порядок аттестации будет разработан Правительством с участием профсоюзов и работодателей.
13. Когда работодатели начнут платить дополнительные взносы на досрочников?
Стратегия подразумевает установление дополнительного тарифа страховых взносов в рамках обязательного пенсионного страхования на переходный период. Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%, а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2%, на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%.
В последующие годы размер дополнительного тарифа страховых взносов предлагается определять исходя из требования обеспеченности страховыми взносами пенсионных прав застрахованных лиц в течение всего досрочного периода получения трудовой пенсии.
14. Новый подсчет пенсионных прав приведет к уравниловке, пенсии будут у всех примерно одинаковые. Правда ли это?
Это неправда, будет все ровно наоборот. У тех, у кого будет высокая зарплата и длительный стаж трудовой деятельности будут получать пенсию в существенно большем размере, чем у кого «короткий» трудовой стаж или низкая зарплата. Это справедливо, когда размер пенсии прямо зависит от предшествующей зарплаты и стажу. Предлагается осуществлять подсчёт проработанного стажа и заработка за каждый год работы гражданина. Именно продолжительность страхового стажа и размера заработка, который будет браться для расчета пенсии, и исходя из коэффициентов за каждый год, рассчитывать размер пенсии. При этом 40% замещения пенсией заработка будут гарантированы тем, кто имеет нормативный страховой стаж и среднюю заработную плату. В настоящее время количество наших граждан, получающих среднюю заработную плату и ниже, более 70%. То есть для таких граждан, новая пенсионная формула будет абсолютно справедлива. А для тех, кто получает более высокую заработную плату, появится возможность формировать свои дополнительные пенсионные права в корпоративных и добровольных системах. В настоящее время новая пенсионная формула разрабатывается.
15. Будет ли государство гарантировать сохранность пенсионных накоплений?
В рамках реализации Стратегии предусмотрен целый комплекс мер, гарантирующих сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих доходность от их инвестирования. Сегодня государство федеральным законом гарантирует выплату пенсионеру его пенсионных накоплений в размере, не меньшим, чем его работодатели и/или он сам в рамках программы государственного софинансирования перечислил на свой пенсионный счет в системе ОПС. В ближайшее время будет завершена подготовка федерального закона по введению механизма сохранности пенсионных накоплений с разграничением зон ответственности участников пенсионной системы в случае получения убытков при инвестировании средств пенсионных накоплений.
В целом же для повышения эффективности накопительной составляющей пенсионной системы требует совершенствования финансовых институтов, участвующих в формировании и инвестировании пенсионных накоплений.
В этих целях Стратегией предусматривается:
повышение требований к минимальному размеру собственных средств и качеству составляющих их активов финансовых институтов, а также многоуровневой системе гарантий сохранности;
повышение транспарентности институтов, участвующих в формировании пенсионных накоплений (совершенствование порядка раскрытия информации);
создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений за счет внедрения качественных характеристик деятельности и стандартов "разумного поведения" при ее осуществлении;
целевое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
расширение перечня инструментов инвестирования пенсионных накоплений;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
повышение финансовой грамотности граждан.
16. Как планируется реформировать накопительный компонент?
В целях восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе предлагается снизить до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направить 4% в солидарную часть пенсии. Затем предоставить гражданам право самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права и в рамках накопительной системы.
Стратегия ставит своей целью поэтапный перевод переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения и реализацию мер по стимулированию работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке.
Предложенная на среднесрочную перспективу мера по определению оптимального тарифа страховых взносов на накопительную составляющую позволит, с одной стороны, сохранять реальный размер трудовой пенсии и, с другой, обеспечивать сбалансированность пенсионной системы.
Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц в процессе реализации Стратегии могут быть предусмотрены и другие варианты реформирования обязательной накопительной составляющей пенсионной системы.
17. Если все же человек работает меньше 40 лет и получает низкую зарплату, какой будет его пенсия?
Данный гражданин получит право на назначение и получение трудовой пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (55/60 лет для Ж/М), при этом размер его трудовой пенсии не будет ниже прожиточного минимума пенсионера и дальше его пенсия будет индексироваться по общим правилам для трудовых пенсий по решению государства.